Для любого автовладельца важно знать не только как правильно эксплуатировать собственное авто, но и как не наделать ошибок при езде в разных погодных условиях, к примеру, в мороз.
В целом при правильном подходе к путешествиям при минусовой температуре можно уберечь двигатель от критического охлаждения, а значит предотвратить его поломку и лишние траты на ремонт.

Оказывает ли влияние низкая температура на работу автомобиля?

Многие автомобилисты на практике убедились в том, что экстремально низкие температуры оказывают разрушительное воздействие на работу всех систем и узлов авто. Специалисты вообще говорят о том, что изнашивание деталей даже в не самые сильные холода повышается минимум в 10 раз.

Поэтому к путешествию в такую погоду следует подходить с умом, а чтобы выявить проблемные места уже подвергнувшиеся воздействию сильного мороза и перегрузкам необходимо:

Провести проверку шлангов. Наиболее уязвимым элементом авто при езде в минус считается гидроусилитель руля, а точнее его шланги, которые подвергаются дополнительной нагрузке и в результате рвутся. Заметить такую поломку несложно, поскольку в месте разрыва определенно будет протечка. Для временной ликвидации проблемы достаточно наложить хомут.

Защитить кузов. Кузовные детали незащищены от негативного влияния минусовой температуры на улице, в результате чего может сильно повыситься жесткость подвески, рессор и прочих эластичных элементов. Нередко случается, что в области сочленения амортизатора с кузовом могут наблюдаться деформации или разрушения. Езда по дороге в таком случае становится более сложной.

Контроль бензина. Если топливо попадает через термические зазоры в поршневых кольцах в кратер, то качество работы моторной смазки будет значительно хуже. Несмотря на мнение некоторых «экспертных экспертов», что присутствие бензина в масле безопасно в реальности все не совсем так, поскольку это способно вести к поломкам топливной системы. Даже несмотря на то что при нагревании бензин испаряется! Происходит это потому что смесь горючего с автомобильным маслом меняет характеристики последнего в худшую сторону, и смазка перестает защищать детали системы в достаточной мере, заставляя их работать «всухую». Чтобы решить проблему достаточно слить старое масло и залить новое. Параллельно можно заменить и свечи, если старые были залиты бензином.

Провести утепление капота. Когда хочется сберечь двигатель своего авто от износа в мороз можно накрыть его теплоизолятором, например, резаным войлоком. Благодаря дополнительной теплоизоляции силовой агрегат автомобиля может сохранять тепло до 4 часов. Купить такую защитную прослойку можно чуть ли не в каждом автосервисе и даже относительно дешево. Однако у теплоизоляторов есть свои недостатки – они повышают пожароопасность, поскольку являются легковоспламенимыми и быстрогорящими материалами.

Контроль АКП. При экстремальном минусе может произойти заметное загустение масла. Впрочем, даже при небольшом понижении температура густота смазки будет выше, а, следовательно, ее защитные функции будут хуже. Проще говоря если масляная прослойка слишком густая, то она не способна в достаточной мере защитить трущиеся детали от механического воздействия грязи, пыли и пр.

Практика показывает, что степень износа узлов авто при эксплуатации в холода сравнима с пробегом в сотню километров. Для автоматической коробки соотношение равняется «холодных» 10 км на каждые 2 км пути реальных.

Морозная погода негативно сказывается на пластмассовых и на резиновых деталях АКП делая их более хрупкими, способными быстрее растрескиваться и рваться. В результате комплект фрикционов подвергается перегреву, при том что зимой во время езды требуется преодолевать сугробы, заносы, выполнять пробуксовки, то ресурс автоматической коробки передач очень сильно снижается. Избежать всего этого можно, если перед тем как начать двигаться в сильный мороз немного прогреть автоматическую коробку передач.

Определить состояние стоек. Стойки один из крайне восприимчивых элементов. После эксплуатации в сильный мороз они даже могут потребовать полной замены. Специалисты вообще рекомендуют регулярно проводить диагностику всех элементов подвески, а уж если вышли из строя стойки, то и подавно. Рекомендуется выполнять проверку состояния тормозных шлангов, тяг управления, резинометаллических шарниров и непосредственно шаровых опор.

Если имеются подозрительные или явно поврежденные узлы их следует поменять вместе со стойками. Также при эксплуатации в сильный мороз значимый урон могут получить детали из мягкой резины. К числу таких деталей относится пыльник, предназначенный для защиты подвижных систем авто от проникновения в них различных частиц (песок, пыль, грязь). Пыльник обеспечивает защиту тяги управления, гомокинетических шарниров и амортизаторов от дисперсных крупиц. Выявить дефект детали просто. Когда по окружности колеса имеются следы или брызги смазки, то пыльник подлежит замене иначе на элементах ШРУС будет формироваться налет из песчаных и пылевых частиц и тогда уже всю шарнирную систему придется менять полностью.

Правильное обращение с аккумулятором. При низкой температуре аккумуляторы склонны быстрее разряжаться, а их емкость заметно снижаться. Нередко случается, что при температуре ниже – 20-250С теряется чуть ли не до 35-40% заряда, а это в свою очередь приводит к проблеме запуска стартера. Если батарея переохладилась, то ей требуется заметно большее усилие чтобы снабдить насос подающий топливо необходимым количеством тока. Кроме того, даже если коленвал вращается авто может все равно не завестись, поскольку свечи зажигания не получают от аккумулятора достаточной мощности чтобы воспламенить топливную смесь.
Считается что снизить потери заряда при экстремально низкой температуре можно если хранить аккумулятор в тепле, например, в доме.

Зачем прогревать двигатель автомобиля зимой?

Каждый автовладелец озадачившийся сохранностью своего транспортного средства встречает массу противоречивой информации льющейся отовсюду буквально нескончаемым потоком. Одни источники говорят, что перед запуском в холода двигатель следует прогреть, другие напротив утверждают, что этого категорически нельзя допускать. Однако если посмотреть на проблему внимательнее, то окажется что преимуществ от прогрева мотора зимой больше, чем недостатков, включая:

  • Обеспечение безопасности. Пока прогревается переохладившийся за время простоя авто двигатель происходит и таяние снега или ледяной корки на окнах машины, что позволяет намного проще убрать лишнюю талую воду при помощи «дворников». Если же транспортное средство не разогреть перед поездкой, то вероятность попадания в ДТП возрастет из-за ограничений обзора обледеневших боковых и лобового стекол.
  • Износ двигателя. Если на улице «заметный» минус, то после длительного простоя металлические фракции в двигателе будут меньше в размерах чем положено, а значит при «холодном» пуске будет оказываться более высокая нагрузка на силовой агрегат. Проще говоря непрогретые детали двигателя еще не обрели изначальное состояние и подвергаются усиленной нагрузке, в результате их износ ускоряется.
  • Состояние аккумулятора. Остывая аккумулятор отдает накопленный заряд быстрее, что ведет к постепенному падению эффективности его работы. Частым последствием переохлаждения АКБ является снижение плотности электролита. Опытные водители повышают средний срок эксплуатации источника питания при помощи электроподогревателя, который обеспечивает локальный обогрев стекол, узлов и систем авто. Этот подход позволяет заметно снизить необоснованный расход заряда аккумулятора.
  • Загустевшее масло в двигателе. В условиях зимы на просторах нашей страны водители порой вынуждены ездить при довольно низкой температуре, что крайне негативно сказывается на состоянии смазочной системы в двигателе. Холод повышает вязкость моторной смазки, причем даже полностью синтетической и тем самым снижает эффективность ее смазывающих свойств. В итоге износ трущихся элементов двигателя ускоряется. Избежать этого можно если запускать мотор плавно и на холостом ходу, не задавая сразу высокую нагрузку, оставляя тем самым время на прогрев масла и возвращение его вязкости до первоначального состояния.
  • Расходование топлива. Морозная погода – это признак того, что расход горючего будет заметно выше, чем в плюсовую температуру. Причина: затруднение формирования воздушно-топливной смеси. Для дизельных двигателей причина другая – искра воспламеняющая топливо требует более высокой нагрузки от двигателя.
  • Автомобильный салон. Прогревание салона перед началом путешествия позволяет не просто обеспечить комфорт, но иногда и сохранить здоровье. Ведь поездка на холодном сидении может крайне неприятно отразиться на организме, особенно у женщин. Нередко заболевания половой системы вызваны именно переохлаждением. Проще заранее прогреть салон, чем потом лечить цистит!

ВАЖНО! Категорически нельзя направлять поток теплого воздуха на внутреннюю поверхность стекол. Это может привести к формированию или увеличению количества мелких трещин, а затем и к последующему повреждению стекла. Начинать прогрев следует с салона и только потом направлять теплые атмосферные массы локально на стекла.

Как правильно и безопасно прогревать машину в сильный мороз?

Если на улице сильно ниже нуля, но обойтись без личного транспорта невозможно то обеспечить себе безопасную и комфортную поездку можно если заранее прогреть автомобиль. Причем делать это следует не пару минут, а около 20.

Для подготовки двигателя к запуску в холода следует:

  1. На непродолжительное время запустить ближнее освещение. Уже спустя полминуты фары оживят застывший аккумулятор и восстановят функциональность батареи.
  2. Перейти на нейтральную передачу.
  3. Плавно выжать сцепление. Эти шаги позволят стартеру обойтись без контакта с коробкой передач и коленвалом.

Для авто с дизельными двигателями допускается задействовать свечи прогрева горючего.

Старт работы двигателя

Настойчивость и терпение во время запуска мотора – вот главные помощники водителя в морозы. Неудачная первая попытка старта говорит о том, что нужно остановится и точно не стоит продолжать безрезультатно прокручивать стартер. Следует подождать положенные полминуты на восстановление аккумулятора и только потом снова пытаться завести двигатель.

Движение вперед

На достаточность прогревания мотора указывает падение количества оборов в минуту до установленных автопроизводителем нормативных параметров для конкретного транспортного средства. Для подавляющего большинства авто прокрутка коленвала равна частоте 1 тыс. об./мин. И когда этот показатель становится нормальным, можно начинать движение.
Кстати стоит упомянуть, что наращивание скорости следует выполнять постепенно и первые минут 20-30 ехать со скоростью, не превышающей 40-60 км/ч. В таком неспешном ритме переохлажденный двигатель постепенно достигнет лучшей эксплуатационной формы и его износ не ускорится.